Close
+7 (351) 750-02-65 likan7500265@mail.ru
+7 (351) 750-02-65
Ежедневно
Из какой посуды пьют пиво

В разных странах мира пили и продолжают пить пиво из различных сосудов. Древние германцы, например, делали пивные кружки из черепов убитых в бою врагов. Последующие поколения выработали более гуманные формы пивопития. В Восточной Европе стали делать кружки из дерева, в Чехии – керамические, во Франции – стеклянные, в Германии – металлические. В XVIII веке появились пивные сосуды из фарфора. Некоторые исследователи утверждают, что встречалась и посуда, сделанная из кожи и камня, хотя современному человеку трудно представить такую пивную кружку.

Современные специалисты рекомендуют использовать под пиво стаканы и кружки из стекла, фарфора, керамики и дерева, так как это натуральные материалы, не обогащающие своего содержимого химическими примесями. Традиционно пиво пьется из больших кружек объемом 0,3—0,5 л. Англичане, признанные знатоки и ценители пива, пьют этот напиток пинтами – это чуть больше пол литровой кружки. Но важно знать не только то, из чего нужно пить пиво, но и как его пить. Существует определенный алгоритм пития пива, следовать которому настойчиво требуют специалисты.

Пиво обычно пьют большими глотками, поэтому и пивные кружки изготавливают преимущественно объемистыми, хотя в настоящее время можно найти любые кружки: большие, маленькие, выполненные в разных стилях, и практически из любого материала. Как известно, раньше на Руси не было пивоваренных заводов, традиционным напитком россиян была медовуха. А пиво, пришедшее с Запада, точнее из Германии, начали выпускать значительно позже. Медовуху же пили из деревянных ковшей – уточек, лебедей и прочего. Когда появилось пиво, стали ориентироваться на Запад, и вот тогда стали изготавливать кружки.

Дерево в русском народном искусстве с давних времен – самый распространенный материал. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а множество удивительных природных качеств дерева – его прочность и податливость обработке топором, ножом или резцом, красивая естественная текстура и способность принимать любую окраску, водонепроницаемость и другие свойства – всегда привлекали к нему, щедро вознаграждая трудолюбие и изобретательность мастеров. Все традиционные предметы обихода и орудия труда, выполненные из дерева, – резные, токарные, столярные – имели художественно-выразительную пластическую форму и были украшены орнаментальной резьбой или росписью.

Часто пивные кружки изображают в виде бочонка (деревянного, стеклянного или металлического) с изогнутой деревянной ручкой, которая прикрепляется к кружке металлическими обручами в нижней и верхней части, напоминающие железные обручи. Форму бочонка выбирают, вероятно, потому, что издавна пиво и другие напитки хранились именно в бочках. Бочка представляет собой вместительную емкость, округленную и сужающуюся внизу и вверху. Название емкости, скорее всего, произошло от названия русской старинной меры объема жидкостей, равной 40 ведрам (491,96 л). Эта мера так и называлась – бочка.

Самым древним видом орнамента на деревянных кружках была простая геометрическая резьба, выполненная ножом. Распространенным видом геометрической резьбы являлись ряды однотипных трехгранных углублений – выемок. Из трехгранных выемок мастера-резчики составляли сложные орнаментальные композиции. На пивных кружках часто изображали бытовые сцены веселого застолья.

В XIX—начале XX в. на смену резьбе по дереву приходит изготовление токарной расписной посуды, что распространилось и на пивные кружки. Роспись деревянных кружек восходит к пышному растительному узорочью XVII века и, очевидно, возникла в среде старообрядцев. В ней есть отголоски узоров заставок рукописей, а более всего проявились непосредственные впечатления мастеров от жизни природы.

Сама технология горячей закалки расписных изделий, в результате которой они приобретают под лаковой пленкой золотистый цвет, была создана, по-видимому, в стремлении подражать посуде из драгоценного металла. Часто использовался орнамент из золотых цветов и листьев, опоясывающих стенки кружки или заполняющих его дно; фон же при этом покрывали красной или черной краской. Такими пивными кружками пользовались исключительно знатные особы. Но со временем они получили распространение и в среде простых людей.

Форма кружки постепенно становилась все более разнообразной. Но всегда соблюдалась пропорция: диаметр горлышка должен быть немного больше диаметра дна. Кружка по-прежнему оставалась довольно массивной, часто простой по силуэту, с выпуклыми округлыми стенками. В формах посуды все чаще стали находить отражение различные стилевые тенденции. Иногда в работах мастеров того времени чувствуется склонность авторов сделать форму более изящной, однако изысканность формы не соответствовала материалу, из которого делали кружки, – дереву.

Примерно в IX—X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже – ногой. Простейший орнамент на глиняной кружке в виде ямок, вмятин возник еще в незапамятные времена. Древние культуры славян уже имели целую систему изображений на сосудах, содержание которых раскрывает представления людей о мире и природе, связано с трудом земледельца. Волнистые линии, например, символизировали воду, прямые линии – землю и т.д. На керамике нового времени, наряду со множеством позднейших мотивов, сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.

Одним из старейших приемов украшения пивных кружек является лощение. Это блестящие полоски, которыми покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика: первая – естественного цвета красной гончарной глины, вторая – задымленная, обожженная в коптящемся пламени без доступа кислорода. Этот древний тип гончарства сохранился и до наших дней.

В XVII—XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду, к числу которой относились пивные бочонки на ножках, кружки, иногда с ложчатыми, рифлеными стенками, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей нередко подражали металлическим.

В 40-е гг. XVIII в. стали выпускать русские пивные кружки с синей и многоцветной росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), талантливый сын которого, Иван, не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора. Им же было предложен фарфор в качестве материала для пивных кружек.

В последнее время традиционную кружку вытеснили большие стеклянные бокалы, предназначенные для пива. Они позволяют оценить цвет, прозрачность напитка. Стеклянные бокалы на самом деле более удобны, чем кружки из любого другого материала. Но многие предпочитают пить пиво все-таки из стеклянных кружек.

Стеклянные кружки для пива всегда изготавливались из прочного стекла. Они уступали бокалам тем, что выглядели несколько грубее. Хотя для пивной кружки утонченность формы необязательна. Стеклянные пивные кружки можно использовать для украшения интерьера, например, как вазочки для цветов. Если у вашей кружки откололась ручка, не спешите выбрасывать кружку, ее можно использовать в качестве цветочного горшка. В красивых кружках можно составлять композиции из сухих цветов – икебаны. Если интерьер вашего дома «деревянный», кружки из дерева прекрасно дополнят его, создавая естественный комфорт и уют, атмосфера вашего жилища наполнится приятным веянием природы, тем более что деревянные кружки не бьются, в отличие от стеклянных.

Как известно, когда выпивают, «чокаются». Но это не распространяется на пиво. Хотя многие произносят тосты и «чокаются» как бутылками, банками, так и кружками, да еще и по нескольку раз. Кружка представляет собой грубую форму. Сравните «чокание» фужерами с вином и «чокание» пивными кружками.