Вишит Сайклао, 48-летний полковник с докторской степенью по компьютерной инженерии, обучающий студентов в самой престижной военной академии Таиланда, едва ли похож на человека, который нарушает закон. Вверх по реке от Бангкока, на деревенском острове с пальмами и гниющими храмами, Вишит Сайклао создал и открыл пивоварню выходного дня. Туда со всей округи туда стекаются тайцы, чтобы попробовать последние новинки фирменного крафтового пива и научиться делать напиток собственноручно.
Этот обветшалый бар с пустыми бутылками, расставленными вдоль стен, биткойн-автоматом в углу и поп-музыкой, доносящейся из колонок над головой, представляет собой не что иное, как очередной аванпост глобального увлечения крафтовым пивом. Но в Таиланде продажа домашнего пива уже долгие годы запрещена законом. Гигантским семейным корпорациям это на руку, им принадлежит 90% пивного рынка страны, оцениваемого в 5,7 млрд долларов.
Крафтовые пивовары платят штрафы и рискуют оказаться за решеткой. В любой момент могут нагрянуть полиция и налоговая инспекция. Многие тайцы считают, что всему виной политическая система, укоренившаяся в стране после военного переворота 2014 года. Новаторы подавляются, а богатым и влиятельным оказывается всесторонняя поддержка.
Даже несмотря на то, что Шит (так его прозвали местные) военный и живет в стране, которой управляют бывшие генералы, он считает, что некоторые законы не стоят того, чтобы им следовали. Поэтому он оплачивает штрафы и терпит обыски, но продолжает развивать крафтовое движение. Более 3 тысяч домашних пивоваров прошли через пивную академию Шита, в результате возникло движение, которое начало оспаривать закон об алкоголе — и, как он надеется, строгость тайского общества.
— Мне неважно станет ли создание крафтового пива вашим бизнесом и будете ли вы варить хорошее пиво. Я хочу, чтобы люди почувствовали, как высвобождается их потенциал, — поясняет Шит. — Для меня пиво — способ изменить страну.
Теплым субботним днем, за несколько недель до того, как в королевстве из-за пандемии был введен режим самоизоляции, молодые тайцы в парусиновых кроссовках и потеющие, румяные иностранцы в соломенных шляпах собрались за деревянными столами на веранде Шита на острове Ко-Крет, в полутора часах езды на поезде и пароме от центра Бангкока.
Из динамиков доносилась песня Фрэнка Синатры My Way. Младший брат Чита, Порн, разливал в стаканы с логотипом в виде черепахи фруктовые вайцены Amata соломенного оттенка и золотистые сэзоны Mosaic Hop Drop. Всего на кране в те выходные было доступно восемь сортов пива.
Черепаха — напоминание, что нужно притормозить, сказал Шит, оставить безумие Бангкока позади и размеренно наслаждаться напитком в процессе создания нового пива. Под нарисованной от руки вывеской «Пивоваренная академия» стояла бочка, в которой замачивались зерна. Рядом стоял Шит и рассказывал трем ученикам, которым на вид было около 30 лет, о тонкостях использования солода, дрожжей и особенностях элей.
В 2012 год, крафтового пива в Таиланде не существовало. Сотрудники таможни, вероятно, не знали, что они проверяют, когда набор для домашнего пивоварения, купленный на Amazon, прибыл в страну.
Первые партии сваренного пива получились приторными и негазированными. Только с третьей попытки Шит понял, что маленькие белые пакетики, которые он выбрасывал, были не силикагелем, впитывающим влагу, а дрожжами.
Вскоре он начал устраивать ночные дегустации у себя дома на острове Ко-Крет и набирать популярность в фейсбуке. После запуска еженедельных занятий в 2014 году он поддержал бывших студентов и помог им открыть пивоварню в Камбодже и наладить поставки пива обратно в Таиланд. Вскоре тайское пиво начали производить во Вьетнаме, Тайване и Австралии.
Новые сорта пива стоят дорого из-за высоких импортных пошлин. Однако, следующие за трендами молодые тайцы были в восторге от свежих ароматов шоколадных стаутов и пейл-элей, сделанных с добавлением местных ингредиентов: ягод, лемонграсса, листьев кафрского лайма и разновидности имбиря под названием галангал.
Шит старается держатся подальше от политики. Очередь на его курсы пивоварения расписана на два месяца вперед. Но терпение, что подтвердит любой пивовар, — часть процесса. Спустя две недели после занятий студентам нужно вернуться на остров, чтобы разлить готовое пиво по бутылкам.
По мнению Шита, ожидание учит их ценить будущее, которое, подобно дрожжам, запускает процесс изменения политической системы.
Источник: profibeer.ru