Принято считать, что Чехия — это страна, которая всю дорогу варила исключительно лагеры, причем первым был здравствующий по сей день «Пилснер Урквелл». Если поверхностно пошерстить рунет на тему истории чешского пива, действительно может сложиться впечатление, что дорога эта началась собственно с Пльзени и первого лагера, сваренного там в 1842 году руками немецкого пивовара Йозефа Гролла. Понятно, что до пришествия баварца и придуманного им пилснера чехи что-то там варили, но многочисленные русскоязычные очерки про историю чешского пивоварения в основном эти детали как-то деликатно опускают. А зря, ведь там имели место по меньшей мере два интересных факта.
В средневековой Чехии, как и в остальной Европе, было успешно налажено производство пива верхового брожения. Еще даже в первой половине 19 века чешская пивоваренная индустрия зиждилась преимущественно на элях. Впрочем, это не значит, что тогдашние чехи не знали, что такое лагер. Еще как знали: пилснер — далеко не первый лагер, сваренный на территории Богемии.
Еще в 15 веке в городе Жатец выпускалось крепкое и высококачественное пиво «Samec» (да-да, читается как «сáмец»), а в Праге делали «Popeněžné» (читается как «попе́нежнэ») — дешевое пиво низового брожения, варившееся чуть ли не из сора и остатков солода. Позже, в 18 веке, задолго до появления Pilsner Urquell, лагеры варили и пили и в других чешских городах, в том числе Раковнике и Жиркове. К 1830 году в Чехии лагеры варились более-менее повсеместно и были довольно популярны.
Так что Гролл — не пивной Прометей, подаривший чехам пиво низового брожения: ребята худо-бедно справлялись и без него. С другой стороны, именно приглашенный баварец, что называется, перевернул игру: после его успеха чешские пивоварни наперебой стали звать к себе немецких специалистов. Все это в итоге привело к тому, что в 1878 году последняя чешская пивоварня, производившая на тот момент эли, полностью перешла на выпуск лагеров. На том, очевидно, стоит и стоять будет.
Источник: beers.su