В 2024 году пивоваренная отрасль в России испытывает негативное влияние возросшей административной нагрузки, подорожания сырья и осложненной логистики. Пивовары уверены: экономика — по-прежнему базис, а потому крафтовому рынку предсказывают разворот к более дешевым в себестоимости стилям. Сейчас рынок наводняют многочисленные релизы двойных и тройных IPA и NEIPA, а также пастри и смузи-элей. Но эксперты полагают, что число таких релизов будет сокращаться, уступая классическим вариациям IPA и фруктовым кислякам, не требующим такого же расхода фруктового сырья, как смузи.
В 2024 году тенденции на крафтовом рынке сильнее, чем когда-либо зависят от экономической составляющей. Из самых ощутимых предпосылок — общая инфляция (7,4%), удорожание акциза (с 25 до 26 рублей за литр), логистики на 34% к концу года, упаковки, а также введение маркировки пива. Прибавило в цене и сырье.
Крупные компании уже предупредили о неизбежном росте цен. Росстат подтверждает: средняя стоимость одного литра пива увеличилась и теперь составляет 160 рублей.
Как предполагает владелец пивоварни Никита Филиппов, часть производителей крафта станут корректировать свои линейки в сторону более дешевых по себестоимости стилей:
— В рамках крафтового рынка и нашего ценового сегмента идеальной потребительской ценой, которая способна обеспечить высокий спрос, можно считать цену до 250 рублей за объем 0,5. По такому ценнику реально произвести и продать классический IPA, APA, фруктовый гозе или берлинер — сока или пюре на них уходит явно меньше, чем на смузи. Те пивоварни, которые относятся к своему делу в первую очередь как к бизнесу, будут корректировать свои линейки. Те же, кто воспринимает свое дело как хобби, занятие для души, будут находить способы делать то, что им интересно, малыми партиями. Такие, как правило, не заключают контрактов с сетевой розницей.
Классические стили, как и раньше, останутся прерогативой более или менее крупных производств:
— Самым экономически выгодным стилем, конечно, можно считать евролагер. Но это не имеет отношения к крафтовым пивоварам. Это не наша область интересов, да и произвести евролагер в условиях маленького завода будет сложно, — заключает Никита Филиппов.
Что касается потребителей, то эксперт уверен: биргик-аудитория продолжит пить то же, что и раньше.
— Люди, готовые большой компанией делить одну бутылку американского пива, потому что это дорого, тоже никуда не денутся. Но такие потребители не определяют рынок. Его определяют люди, которые потребляют базовые и среднеценовые крафтовые стили.
Тренд на смузи будет угасать из-за дороговизны фруктового сырья. И дело здесь не только в ценах на фрукты: чтобы производить смузи в больших объемах, желательно иметь пастеризатор, чтобы не допустить вторичного брожения и гашинга, и специальное оборудование, чтобы равномерно распределять пюре по жидкой основе, а это дополнительные расходы. Небольшие пивоварни, как правило, не имеют подобного оборудования. Поэтому этот стиль останется в узкой потребительской нише. Смузи не уйдут из ассортимента, но говорить о них как о развивающемся и растущем тренде не стоит.
Источник: profibeer.ru