Аналитики крупнейшей независимой фирмы, специализирующейся на маркетинговых измерениях в индустрии товаров повседневного спроса Nielsen IQ исследовали пивной рынок России с точки зрения ценообразования и изменение трендов в ретейле.
По мнению руководителя группы по работе с алкогольными и табачными клиентами Nielsen IQ Павла Фунтикова, одним из ключевых факторов, влияющих на цену продукта на полке, являются промоактивности. Каждый год промодавление в ритейле нарастает:
— В пивной категории промо принимает форму EDLP, что дословно означает «каждый день низкая цена». Мы брали популярные бренды и анализировали их с точки зрения доли краткосрочного промо. В некоторые периоды доля промодавления по ним составляла 80-90%. Следовательно, категория пива является одной из самых промоутированных на потребительском рынке. Борьба за полку идет как среди крупных производителей, так и среди малых, которым приходится непросто.
По его словам, ведущие производители за 15 лет потеряли четверть своей доли, что может говорить о растущей конкуренции на рынке.
— В I квартале 2024 года категория пива выросла как в денежном отношении, так и в натуральном. Пиво является высокофрагментальной категорией, включающей множество брендов. Число брендов, отвечающих за 80% продаж, сократилось, что говорит о росте конкуренции, — объясняет Павел Фунтиков.
Изменения на рынке пива коснулись множество аспектов, коснулись и упаковки. В 2014 году ограничение пластиковой тары для пива объемом в 1,5 литра повлекло за собой сокращение пластика в целом. В течение нескольких лет его доля активно сокращается. Популярность алюминиевой банки, напротив, выросла вдвое за последние 15 лет, отъедая долю у стеклянной бутылки. Доля кеги ежегодно сокращается, а вводимые регуляторные ограничения на работу магазинов разливного пива сильнейшим образом сказываются на сокращении пивных кег. Не исключено, что этот тренд будет усиливаться.
Другим вызовом пивной индустрии последнего года стали проблемы с логистическими цепочками и сырьем, что отражается и на происхождении пива.
— Локальное пиво с точки зрения ассортимента в последнее время расширяется, но его доля в продажах сокращается. В 2022 году локальное пиво получило дополнительный импульс из-за сокращения импортного, — добавляет Павел Фунтиков. — Однако сейчас оно восстанавливает свои позиции.
На данный момент российским производителям придется столкнуться с серьезными вызовами: ценообразование, конкуренция в условиях высокого промодавления, конкуренция с недобросовестными производителями.
Источник: profibeer.ru